Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Популярные статьи / Бебчук М.А. Копьёва Е.М. - «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ: ПРИРОДА, ПОХОДНАЯ ЖИЗНЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ, КАК ПРОТИВОВЕС ПСИХИЧЕСКОМУ ЗАБОЛЕВАНИЮ»

Бебчук М.А. Копьёва Е.М. - «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ: ПРИРОДА, ПОХОДНАЯ ЖИЗНЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ, КАК ПРОТИВОВЕС ПСИХИЧЕСКОМУ ЗАБОЛЕВАНИЮ»



Мы хотели бы поделиться с читателями  «Нити Ариадны» новым и, как нам кажется, интересным опытом  психосоциальной помощи семьям, в которых растут и воспитываются дети с нарушениями психического здоровья или развития. Проект, о котором будет идти речь, носит название «Семейный палаточный лагерь-интенсив» и разработан сотрудниками Института интегративной семейной терапии (ИИСТ). Уже семь лет проект успешно функционирует на базе 6-ой Детской психиатрической больницы г.Москвы (ДПБ№6). И все мы, сотрудники Института интегративной семейной терапии, а также  команда врачей и психологов, часть из которых является сотрудниками ДПБ№6, детского отдела НИИ психиатрии и кафедры психиатрии медицинского Университета, расположенных на базе этой больницы, с удовольствием и большим энтузиазмом каждое лето принимаем в нем участие.
Изучение  семей, обратившихся за помощью в Институт интегративной семейной терапии и в Детскую психиатрическую больницу №6 г. Москвы в связи с психологическими трудностями и проблемами у детей, позволило сделать вывод, что:
1. Широкий круг расстройств у детей и подростков может быть напрямую связан с проблемами в структуре семейных взаимоотношений. Конфликт в семье при этом будет отражаться в детской проблематике. Такие дети, после прохождения курса медикаментозного лечения в больнице и выписанные в удовлетворительном состоянии, через короткий промежуток времени вновь попадают к психиатрам с имеющимися ранее проблемами. Это связано с возвращением в неблагоприятную семейную ситуацию, где проблемы ребенка закрепляются семьей. Таким образом, симптоматика ребенка поддерживается и усиливается в результате семейной дисфункции.
2. Болезнь  ребенка (или любое проблемное поведение, такое как академическая неуспеваемость, бродяжничество или непослушание) всегда влияет на  семейные отношения, приводя к вторичным изменениям семейной структуры, что, в свою очередь, может поддерживать и закреплять симптоматику  ребенка. Уже одно то, что у ребенка возникли проблемы, которые заставили обратиться  родителей к специалистам, дестабилизируют семью. После того, как попытки решить проблемы внутри семьи терпят крах, члены семьи испытывают чувство вины, утрачивают уверенность в себе, оказываются дезориентированными. Если на этом этапе семья получит адекватную психологическую помощь, возможно, проблематика ребенка не будет прогрессировать и он останется социально адаптированным.
3. Включение родителей в помощь своему ребенку способствует не только формированию ответственного родительства, но и реально играет огромную роль  в процессе дальнейшей реабилитации ребенка.
Из этого понимания и родилась идея организации  летних палаточных лагерей для семей, дети которых получали стационарную или амбулаторную помощь в детской психиатрической больнице.  
Нам представляется важным то, что во время нашего палаточного лагеря удается совместить многое, что значимо для этой категории семей:
-наблюдение врачом психиатром ребенка в его семейной среде в динамике
-психологическое сопровождение семьи в целом
-экономически выгодный семейный отдых
-общение в детских и взрослых коллективах
-трудотерапия.
Выезжающие в наш лагерь семьи каждый день занимаются с семейным и групповым психологом (психотерапевтом). В штате всегда имеется несколько врачей-психиатров, при необходимости оказывающих медикаментозную поддержку детям с психопатологией.
Лагерная жизнь наполнена спортивными и развлекательными мероприятиями для детей и взрослых, во время которых они могут сдружиться и найти себе много новых занятий по душе.
Формат палаточного лагеря предполагает различные обязанности, связанные с его обустройством и поддержанием. Этот факт хочется выделить особенно, т.к. работникам медико-социальной сферы хорошо известно, что трудовая занятость является одним из эффективных вариантов психосоциальной терапии и реабилитации. Идея использования труда для реабилитации детей с психопатологией успешно реализуется нами в условиях палаточного лагеря.
Дети и подростки выполняют интересную и посильную работу, участвуя в строительстве своего «лесного города»: готовят территорию к размещению лагеря, чистят места размещения палаток от веток и шишек, ищут шесты и колышки для установки палаток и навесов для психологических занятий. Они, в соответствии с возрастом, силами и психическим состоянием (естественно, при поддержке воспитателей) помогают взрослым в организации столовой, кострового пространства, размещении сантехнических сооружений. Таким образом, мы даем детям возможность развивать навыки самостоятельного труда и навыки взаимодействия с окружающими (сверстниками и взрослыми) в процессе выполнения совместных обязанностей.
Вся жизнь лагеря организована по принципу выполнения «взаимополезных» дел. Как мы уже говорили в строительстве и благоустройстве принимают участие все «жители»  лесного лагеря. Терапевтический процесс с семьями организован силами курсантов (участников длительной образовательной Программы ИИСТ по системной семейной терапии), для которых подобная работа является хорошей производственной практикой. Сотрудники Института вносят свой вклад в процесс реабилитации семей, давая курсантам-психологам и врачам супервизию семейной и групповой психотерапевтической работы.     
За 7 лет существования проекта он значительно расширился и окреп. Мы начинали  с организации палаточного отдыха для  5-ти семей. Постепенно их количество выросло до 20. Среди них есть семьи разного состава: полные и неполные, имеющие одного ребенка и многодетные (до 10!), семьи с приемными детьми и детьми-инвалидами.
После проведения каждого нового выезда мы анализируем возможности, предоставляемые семьям, и результаты нашей работы, оценивая ее эффективность для семей с разных точек зрения.
Одна из основных возможностей, реализуемых в лагере, - это содействие психосоциальной реабилитации психически больных детей,  в том числе детей-инвалидов. В лагере это становится возможным благодаря контакту с природой, совместным играм со сверстниками, психологическим занятиям, трудовой деятельности, однодневным походам, пребыванию с родителями или, наоборот, безопасной сепарации от них. В большинстве случаев нами наблюдается положительная динамика психопатологических проявлений на протяжении отдыха, а зачастую, когда семьи выезжают с нами несколько лет подряд, мы можем видеть устойчивую положительную динамику в течение нескольких лет.
По направлению врачей различных отделений ДПБ №6, а иногда и по самостоятельной просьбе родителей, в лагерь приезжают семьи, воспитывающие детей с различными нарушениями, от расстройств психотического уровня до компенсированных патохарактерологических реакций. По мнению заведующей санаторным (12-м психотерапевтическим) отделением ДПБ №6 Шульпиной Влады Владимировны: «Психологический палаточный лагерь является «ступенькой», с помощью которой ребенок, подросток и его родители возвращаются в обычный мир». Санаторное отделение ДПБ №6 рассчитано на 40 коек,  возраст детей от 12 до 18 лет и специализируется на заикании, а также в отделении проходят лечение дети с различными формами невротических расстройств (невроз навязчивых состояний, энурез, неврастения), личностными расстройствами, аффективными нарушениями, со школьной и социальной дезадаптацией.
Во время пребывания детей в отделении в осеннее-зимне-весенний период проводится школьная реабилитация, внеклассная педагогическая работа, лечебная драматизация и иная логопедическая коррекция, различные формы психотерапии (индивидуальная, групповая, семейная). Палаточный лагерь является для многих детей единственной возможной формой получения специализированной помощи в летний период (часть отделений ДПБ №6 на лето закрываются).
«После выписки из отделения,» - говорит Влада Владимировна – «многие наши дети, проходят через палаточный лагерь-интенсив. Он является как бы «мостиком» между лечением в больнице и социально-активной жизнью подростка. Нами хорошо организована преемственность между врачами отделения и специалистами, работающими с детьми в лагере. Благодаря этому у нас есть возможность отследить состояние детей в динамике. Многие из тех, кто неоднократно находился в отделении, получая и медикаментозную терапию и психотерапевтическую помощь с последующим пребыванием в лагере, полностью восстанавливают социальный статус, и, что особенно важно, не имеют оснований для обращения в стационар или медикаментозного лечения амбулаторно. Т.е. палаточный лагерь является мощным толчком для полного возвращения ребенка в социум и «ухода» болезненных проявлений.»

Кроме редукции психопатологических проявлений у детей, другой положительный эффект от участия семей в проекте заключается в том, что мы имеем возможность наблюдать как душевно преображаются во время лагеря не только сложные дети, но и в целом семьи. Это происходит благодаря поддержке, оказываемой родителям и семье в целом, воспитывающей детей с ограниченными возможностями. Пребывание в кругу людей неравнодушных, заряженных на взаимную помощь и понимание, влияет на то, как члены семьи меняют отношения друг с другом и, в частности, с ребенком-инвалидом, приобретая (или обновляя) способность проявлять заботу, уважение, нежность…
Семьи, воспитывающие сложных детей, зачастую находятся в вакууме, количество психообразовательных программ для родителей, воспитывающих психически больных детей не достаточно или малодоступно. Многим из них нужна поддержка именно в этой области.
Врач-психиатр, старший научный сотрудник детского и подросткового отдела НИИ психиатрии Марченко Анна Михайловна отмечает: «Под нашим наблюдением находится  ряд семей, в которых у ребенка (подростка) симптоматика сохраняется, хотя и в менее выраженной форме. Однако в результате проводимой в лагере семейной психотерапии (личной и групповой терапии самих родителей или родителя) приходит умение ладить с ребенком (подростком), имеющим сложное поведение, происходит принятие болезни ребенка, гармонизируются семейные отношения (в первую очередь, супружеские), и восстанавливается активная социальная жизнь. Родители находят для себя в лагере поддержку среди семей с той же проблематикой или просто приобретают друзей, которых не было в результате замкнутости на болезненном симптоме ребенка. Такие дружеские отношения сохраняются и в дальнейшем после окончания лагеря».
Регулярные встречи каждой семьи с психологом и постоянно действующая психотерапевтическая группа для взрослых способствуют тому, что семья как система в большинстве случаев переходит на более высокий уровень межличностного функционирования, что позволяет детям, рожденным после ребенка-инвалида выйти из группы риска по психическому заболеванию.

Одной из особенностей организации подобного проекта является то, что сотрудники института (врачи, психологи, воспитатели) выезжают в лагерь со своими семьями. Дети сотрудников занимаются с воспитателями и принимают участие в психотерапевтических группах вместе с детьми, приехавшими в лагерь за специализированной помощью. Мы видим в такой интеграции как расширение возможностей социальной адаптации психически больных детей, так и воспитание сочувствующего, понимающего и принимающего отношения к детям-инвалидам у психически здоровых детей и молодежи.
Идеи гуманизации общества представляются нам важными и актуальными. Хочется так же подчеркнуть, что по такой схеме проводится социальная работа во всем мире. Однако, подав материалы о проекте в одно из подразделений Правительства г. Москвы, к сожалению, мы столкнулись с непониманием и противодействием чиновников некоторым концептуальным идеям проекта. Нами был получен комментарий про «сомнительность совмещения организации отдыха для здоровых и психически больных детей».

Все сотрудники ИИСТ с огромным интересом и энтузиазмом относятся к реализации своего проекта. По уже сложившейся традиции, каждый год выбирается новое живописное место в ближайших к Подмосковью областях (Калужской, Рязанской, Владимирской, Тульской).
Летом 2007 года лагерь проводился в экологически чистом месте Тверской области на берегу реки Медведицы. Было выбрано место великолепно подходящее для организации детского лагеря: безопасное купание, наличие солнечных и затененных полян, разумная удаленность от населенных пунктов при наличии телефонной и автомобильной связи, возможность закупки свежих деревенских продуктов.
По мнению всех 110 участников проекта, место в этом году было настолько удобным и красивым, что директор Института интегративной семейной терапии, к.м.н. Бебчук Марина Александровна хотела на следующий год, изменив традиции ежегодной смены места проведения лагеря, выбрать этот уголок стационарной площадкой проекта. Однако в администрации Тверской области выяснилось, что это место уже продано под коттедж.
Жаль! Но сотрудники Института не унывают и собираются в следующем году отправиться на поиски новых чудесных мест для отдыха и реабилитации семей, так в этом нуждающихся.


 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: