Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Эссе / Важенина Татьяна - Зоны риска потери нейтральности терапевта, работающего методом расстановки

Важенина Татьяна - Зоны риска потери нейтральности терапевта, работающего методом расстановки



Важенина Татьяна Геннадьевна 
Нижний Тагил (группа г. Екатеринбург)
 
«Зоны риска потери нейтральности терапевта, работающего методом расстановки»
 
              Осваивая что-либо новое – профессию, методику, всегда хочется постичь секрет, тайну мастерства, достичь вершины, стать специалистом. Как стать этим хорошим специалистом, что необходимо, чтобы стать хорошим психологом, терапевтом, расстановщиком? Конечно, это и понимание предмета и умение применить нужную технику, выстроить контакт, создать атмосферу безопасности для клиента. Это и способность видеть, слышать и ощущать психику как один из уровней реальности.
            Для меня каждый человек – это отдельная реальность, другой мир, другая сказка. Клиент приглашает терапевта в свой мир, в темный лес своего подсознани . Он словно погружает в какое-то свое особое пространство, создает собственные картины, сотканные из своих субъективных переживаний, приглашает в свой мир доступный только ему, свою реальность.  Одно время были  популярны трехмерные картинки. Особый способ созерцания превращает простые двухмерные образы в нечто совершенно иное. Взгляд уходит в глубину, появляется новое измерение и выстраивает все по-новому. И в расстановочной работе субъективные образы и переживания клиента оживают, становятся объемными, обретают плоть и кровь с помощью заместителей. Феномен поля оживает, завораживает.
Однако, как и положено, в сказке терапевта подстерегают препятствия и испытания. Одно из таких препятствий - риск потерять нейтральность.
           Что такое нейтральность и при каких обстоятельствах его можно потерять, последствия и каким способом возможно вернуть?  Расставляя семью, мы раскрываем душу тому, что проявляется в расстановке, принимаем  в свое сердце то, что есть. Нейтральное «Я» внимательно, у него нет никаких атрибутов, оно никакое, оно разное, оно не желает, не критикует, не ожидает, не оценивает, не жалеет. Оно просто есть, просто присутствует, уважает и принимает все, что проявляется.
             Чем свободнее расстановщик от намерений, чем более он сдержан, тем яснее проявляется действительность и тем свободнее участники расстановки могут пробовать пути решения.
Нейтральность - это та позиция терапевта, та точка,  из  которой клиент может увидеть объективную реальность, факты своей жизни без искажений, без призмы ожиданий, и попытается найти силы смириться с несбыточностью своих инфантильных грез. Терапевт дает возможность человеку осознать и принять, что есть только то, что есть.
Можно, конечно, и посочувствовать, пожалеть и что-нибудь посоветовать. Именно так, кстати, обычно и представляется большинству людей роль психолога. На самом деле профессиональный психолог не сочувствует и никогда не дает советов. Сочувствие и жалость скрывают в себе высокомерие, а советы освобождают от ответственности за поступки.
       Помочь клиенту расширить его сознание и увидеть самому  то,  что он игнорирует. Поэтому если психолог сообщает что-то неизвестное клиенту по поводу его ситуации, то он повышает свой престиж, но ослабляет авторитет самого клиента. Но если психолог поможет человек увидеть то, что  тот неосознанно видит сам, то здесь будет катарсис и увеличение самоуважения клиента.
            Психолог не вылечивает от чего-либо, а помогает человеку научиться жить с этим, примирять свои фантазии с реальностью.
           Нейтральное «Я» обладает способностью прийти к решению, не зная его заранее, «Я» утратившее нейтральность может поверить клиенту, что его реальность - это и есть «настоящая» реальность, оно может заблудиться в дебрях собственной мнимой реальности.
       Случайно забыв про нейтральное «Я», выпав из этой роли, терапевт может начать играть другие роли, начинает играть то, что ему хорошо знакомо. Он становится Другом, Педагогом, Врачом, Следователем, Авторитетом. Соответственно другой выпадает из своей роли “клиента” и подыгрывает вам ролью Товарища, Ученика, Больного, Ребенка и т.п. В результате, вместо решения психологической проблемы, с которой он изначально обратился, терапевт начинает решать иные, в том числе и свои личные проблемы.
           Вот иллюстрации такого непродуктивного способа общения, в котором терапевт выпадает из своей роли и начинает играть:
- “Друга”, то есть может выслушать, посочувствовать, помочь материально, предложить чаю, сходить и решить проблему клиента за него. Внимает участливо, ободряюще, может похлопать по плечу,  приобнять;
- “Педагога”, то есть знает, что такое “хорошо” и что такое “плохо”, дает оценки, навязывает свой взгляд на жизнь, как единственно правильный. Говорит назидательным тоном, учит жить, цитирует авторитетов;
- “Врача”, то есть старается поставить диагноз - “У вас повышенная тревожность” и т. п. Задает вопросы, но сам в диалог не вступает, дает советы и рекомендации “Надо меньше волноваться и чаще гулять на свежем воздухе”. Делает записи в тетрадь. Реплики типа “На что жалуетесь?”,  “Как давно это у вас?”, “А когда вы в последний раз так волновались?”.
- “Следователя”, то есть имеет одну или несколько версий случившегося и задает вопросы, чтобы их проверить. Считает, что истина одна и надо за нее ухватиться. Пытается уличить во лжи или поймать на противоречии. Задавая вопросы, свою версию не объясняет. Просит говорить только правду. Нередко обвиняет.
- “Авторитета”, то есть использует жалобы клиента, чтобы рассказать что-нибудь поучительное из своей богатой биографии: “Вот у меня был похожий случай, и я сделал так-то”, дает советы, проверенные на собственном опыте.
 Иногда Сложность проведения расстановки заключается в том, что ведущему расстановку  сложно себя правильно идентифицировать. Отсутствие образцов может привести к тому, что и клиент тоже часто не знает как «играть» свою роль. В общении с терапевтом клиент будет «переносить» на него образы других людей, к которым он когда-то сам обращался или видел, как это делается. Как же диагностировать, с кем сейчас вместо меня общается мой клиент.
- если клиент ожидает от вас радостной улыбки при встрече, расспрашивает о ваших успехах и здоровье, на некоторые темы отказывается говорить, продолжает с вами общаться, даже после окончания времени консультации – то в вас он видит, скорее всего, Друга;
- если клиент отвечает только на все ваши вопросы, сообщает вам свои жалобы без их самостоятельного осмысления, ждет, когда вы ему «выпишите» ценный совет – то вас путают с Врачом;
- если клиент спрашивает о том, правильно ли он поступает, приносит записанные дома списки своих вопросов, спрашивает про домашнее задание, дает вам хорошие оценки, ведет себя примерно, не ругается и не говорит на темы секса – то в этом случае вы воспринимаетесь как Педагог;
- если клиент на все вопросы пытается дать правдоподобные ответы, часто делает паузы для обдумывания, все, что вы делаете, воспринимает как возможную провокацию, его очень трудно застать врасплох – то, вероятнее всего, вы для него Следователь;
- если клиент внимательно слушает и даже записывает все ваши «мудрые» мысли и пытается до них «дорасти», не спорит, благодарит за ценные советы, уважительно относится и называет по имени-отчеству – поздравляю, вы в роли Авторитета.
        Для того чтобы действительно увидеть, в чем отличие отношений “Психолог-Клиент” от других, отследить в повседневной жизни как я проживаю эти роли, в какие не наигралась и пытаюсь решить  это с клиентом
Психологическая помощь возможна только в том случае, если терапевт находится в своей профессиональной роли. Но, ввиду наличия скрытого сопротивления, клиент неосознанно будет пытаться выйти из роли. Кроме этого, у него есть немало способов, чтобы “выбить” терапевта из его роли:
-Клиент начинает расспрашивать терапевта о его личной жизни, мировоззрении, проблемах. Здесь надо руководствоваться правилом юристов - “Все, что вы скажете, может быть использовано против вас”. Рекомендуется: “А что Вы сами думаете обо мне? Почему?”.
             -Клиент хочет выяснить степень вашей квалификации. Особенную сложность это может создать у начинающих психологов. Рекомендуется: “У вас возникло сомнение в моей квалификации? Почему?” Крайний вариант: “Если вы мне не доверяете – обратитесь к другому психологу”.
              -Клиент хочет узнать о вашем жизненном опыте, семейном положении, количестве детей. Рекомендуется: “Почему для вас это важно?”. Крайний вариант: “Вам нужен психолог или хороший семьянин?”.
               -Клиент просит совета. Объяснить, что советы всегда безответственны. “Я могу посоветовать, а делать придется вам. А если результат вас не устроит, кто за это будет отвечать?” Просьба о совете – это попытка перенести ответственность за результат на психолога.
              -Клиент рассказывает о других, а не о себе.Слушая клиента, следует понимать, что это информация не о других людях, а о том, как клиент воспринимает других людей. Отталкиваясь от этого, надо постепенно переводить его внимание на самого клиента как источника проблемы.
              -Клиент обвиняет или оскорбляет психолога. Например: “Плохой вы психолог”. Рекомендации: не защищаться, не оправдываться, а использовать этот текст для психологического анализа: “А “плохой” с чем у вас ассоциируется?”
               -Клиент  опаздывает (приходит раньше) и просит извинения. Рекомендации: если опоздание в рамках оговоренного заранее времени, то психолог не извиняет, а рассматривает случившееся как материал для анализа.
             Общее правило удержания роли в том, чтобы относиться ко всему, что скажет клиент, как к материалу для анализа его самого. Поэтому любой вопрос клиента по поводу своей личности надо встречать не самораскрытием, а переносом внимания на самого человека. В конце концов, он приходит не для того, чтобы познакомиться с терапевтом, а узнать что-то о себе.
               Есть и другая опасность пытаться решить свои проблемы за счет клиента. Необходима достаточная профессиональная и личностная зрелость, сердце не может быть открытым у того, кто по-прежнему не может простить, кто обвиняет или предъявляет претензии, то есть, не проработаны собственные значимые темы. Полезно рассмотреть для себя тему прощания, принятия жизни  и смерти или, по меньшей мере, быть на пути к согласию с ними, быть примиренным со своей судьбой и собственной историей. А так же периодически сдавать свою личность в чистку и настройку к более опытному специалисту. Если это не делать самостоятельно, люди, которые находятся вокруг, всегда готовы послужить верой и правдой, Клиенты, соседи, приятели готовы играть в игры.
  Если ,к примеру, у терапевта не доработана тема принятия и уважения родителей, то на какой процент его  клиенты будут искренни в принятии, и сколько клиентских расстановок можно провести на эту тему, не травмируя собственную психику. Лучше собственного опыта терапевта, для клиента может быть только собственный опыт клиента. Когда самостоятельно прожил какой то опыт, можно быть искренним.Когда знания не являются умениями, то есть, не прожиты и не пережиты человеком, эти знания всего лишь инфекция. Отягощенный личными проблемами терапевт также может быть «разносчиком инфекций». В этом случае он не может отражать, как чистое зеркало. Вместо обнаружения себя, человек видит  теперь искаженный образ. Придя с одной проблемой, клиент в таком случае может заполучить еще и дополнительные проблемы, привнесенные извне от терапевта.
 В итоге,  что же необходимо, чтобы удерживать нейтральную позицию, и как можно реже выпадать из реальности:
Работать над собой ,
питать интеллект,
расширять собственные границы, принимать и красивое, и ужасное,
задавать себе вопрос: « сколько горя и боли я смогу вынести в расстановочной работе?»,
 иметь в запасе проверенный, работающий  для себя способ заземления,  выхода из роли,
знать свои «горячие» темы  и дорабатывать их,

исполняя роль Терапевта в расстановке  быть только Терапевтом. 


 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: