Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Малашенко Елена - Собирание фокуса запроса в работе системного семейного терапевта.

Малашенко Елена - Собирание фокуса запроса в работе системного семейного терапевта.



Часть первая. Связь личной истории и профессионального становления семейного терапевта.                                                                                                                               
Обучение на курсе по системной семейной терапии для меня – это много открытий и большая радость, это получение уникальных знаний и мое личное и профессиональное  развитие.     
 
Я  пришла в психологию в зрелом возрасте, а мечтала о ней с давних пор, и вот – дети выросли, и у меня появилась возможность осуществить давнюю мечту. Вот такая « фокусировка» в жизни – моя мечта приобрела отчетливую форму.  На сегодняшний день у меня за плечами два курса психологии на факультете дополнительного образования и курс по системной семейной терапии. Конечно, и то и другое еще надо закончить – но я в пути!  Совмещать обучение сложно, но это другой случай – здесь все совпало: теоретические знания и практические навыки  -  одно является хорошим подспорьем для другого: теория усваивается легче, когда видишь, как это работает, и практическими навыками овладеваешь  быстрее, когда четко понимаешь про что это.                                                                                           
Обучаясь в программе, я примеряла полученные знания на свой жизненный путь, на свою историю, на функционирование моей семьи, глядя на все с совершенно другой точки зрения.  Радовалась, когда понимала, что мои шаги на определенных  жизненных этапах были функциональными с позиции семейной системы, и сожалела, когда осознавала, что в некоторые моменты мы с мужем, например,  вместо того, чтобы выстраивать свои супружеские отношения с беспечностью передавали ответственность своим детям.     
            
Учиться было очень интересно! Уже само понятие семейной системы было открытием! На бытовом уровне мы все понимаем, что семья – это некий организм, но что семья живет и развивается по своим законам и всему свое время, а не «как звезды лягут»,  поскольку существуют определенные жизненные циклы  -  для меня это открытие. Теперь для меня  монада, диада, триада – это не просто терминология, а реальные циклы моей жизни, пройденные.  Я училась  обозначать границы, обсуждать и вводить новые правила, училась функциональному  общению с супругом, со взрослыми детьми и  многому другому. В итоге, я точно знаю, что у моей семьи есть шанс на изменения и это уже происходит. Спасибо семейной терапии!      
                      
Очень часто на протяжении обучения  я ловила себя на мысли о том, что эти знания пришли ко мне как-то с большим  опозданием, вот бы лет в двадцать пять, в тридцать! Хотя, с другой стороны, возможно в двадцать пять я и не приняла бы их настолько, насколько сейчас. И я с большим чувством уважения и восхищения смотрела на своих коллег по обучению, молодых девушек, которые уже в своем возрасте задумались о том, как можно сделать свою жизнь и жизнь своих близких более счастливой, и уже профессионально помочь себе и другим.          
                                                                             
В профессиональном плане курс системной семейной терапии помог мне выработать целостное представление о семье как семейной системе и получить надежный, эффективный инструмент, который позволяет проводить всестороннюю оценку семейной системы, выдвигать обоснованные гипотезы и планировать терапию. Интегративная модель системной психотерапевтической диагностики проста и удобна, поскольку предлагает единую методологическую основу для анализа семейных проблем.         
                                                                                                                              
Я думаю, что за время обучения я овладела концептуальным  аппаратом интеграционной модели системной семейной психотерапевтической диагностики, навыками восприятия внутрисемейных взаимодействий и базовыми навыками ведения терапевтического интервью со всей семьей в целом, и могу использовать новые знания в своей дальнейшей профессиональной деятельности.     
                                                      
Часть вторая. Собирание фокуса запроса в работе системного семейного терапевта.
 
Такие разные слова: собирание, фокус, запрос, но в системной семейной терапии они стоят в одном ряду.
Размышляя над темой,  я подумала, если их написать через запятую, вряд ли человек с улицы составит из них предложение – свяжет их по смыслу и грамматически.
Но для системного семейного терапевта эти слова имеют совершенно определенное значение и большую важность.       
Обращусь к толковому словарю:
"собирать" –
  1. Сосредоточить, соединить в одном месте, созвав или велев прибыть куда – н.       
  2. Сосредоточить где – н. , добывая, приобретая или разыскивая.                                                                       
  3. Снять, сорвать, убирая.
  4. Узнав из разных источников, сосредоточить в одном месте.
  5. Получить в свою пользу.
  6. Соединить в одном месте, сложить, приготовить.
  7. Приготовить, снабдить чем – н.
  8. Напрячь, приведя в активное состояние (способности, душевные силы).
  9. Создать, восстановить что – н. целое
  10. Сделать складки, сборки на чем – л
  11. .Приготовить все необходимое для еды.  
 
"фокус "(спец.) –
  1. Точка пересечения преломленных или отраженных лучей, падающих на оптическую систему параллельным пучком. 
  2. Точка, в которой объектив создает отчетливое изображение (быть в фокусе).
  3. Очаг воспалительного процесса (фокус в легких).
  4. Средоточие, центр.                                                                                                                       
"фокусировать"
  1. Собирать (лучи) в фокусе (в 1 зн.)
  2. Устанавливать фокус ( во 2 зн.)
  3. Сосредоточивать, ставить в центре чего – н. (внимание, мысль).                                                             
 
"запрос"
  1. См. запросить кого – что о чем.                                                                                     
  2. Документ, запрашивающий о чем – н.
  3. Потребности, интересы (культурный запрос молодежи).                                                                         
(Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.)             
                                           
Как видим, все слова многозначные, но некоторые слова в их толковании повторяются: средоточие, центр, ставить в центре, собирать в одной точке. Соотнесем их со словом запрос в значении « потребность». Слова с   именно этими значениями использует системная семейная терапия – в середине, в центре собрать в одной точке самое важное, в чем больше всего нуждаешься сейчас.                
                                                                                                                                                                               
Таким образом, системный семейный терапевт должен подвести клиента к тому, чтобы он четко, конкретно и осознанно сформулировал свой запрос, чего он хочет на самом деле,  поскольку запрос – это цель – желание изменений, потребность  изменений.   
                                                     
Человек приходит к семейному терапевту с разным.  В его семье может быть множество проблем, но семейному терапевту надо увидеть главное в данный момент времени, найти фокус. Как фотографу, которому надо сделать фотографию с четкими линиями, не размытую. Обладая специальными навыками съемки, а также выбирая оптимальное освещение, позу, фон, фотограф решает свою основную задачу: фиксирует определенный объект с помощью фотоаппарата.  Системный  психолог делает, примерно,  то же самое, используя при этом свои знания, интуицию, способность наблюдать,  слушать и слышать.
 
Мне кажется, что ассоциация с профессией фотографа в данном контексте очень откликается. Семейный терапевт,  как и талантливый  профессиональный фотограф, должен найти точку, в которой  «объектив создаст отчетливое изображение». У знаменитого фотографа Билла Брандта есть высказывание, можно сказать,  афоризм: « Фотография – это способ рассматривать вещи, которые все знают, но никто не замечает. Цель моих снимков – показать то,  что не видят другие». И опять – в точку! Семейный терапевт,  собирая фокус проблемы, запроса преследует похожую цель: увидеть то, что не видят другие, и показать то, о чем клиент хорошо знает, но не замечает, и – запечатлеть.       
                                                              
Поскольку мне предложена такая тема, я полагаю, что у меня « собирание фокуса » не очень получается, четкости нет, буду с этим работать и, возможно, ассоциация с фотографом для меня будет полезной.   

 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: