Идеи, лежащие в основе нашей работы, мы изложили в следующих разделах:
1. Профессиональное мировоззрение
2. Подготовка «универсальных» специалистов-практиков
3. Формирование профессионального сообщества
4. Развитие в регионах
5. Практическая психологическая помощь
6. Метод и инструментарий
7. Форма и содержание
8. Экология подхода
9. Команда
1. Профессиональное мировоззрение
В основе профессионального мировоззрения сотрудников Института лежат принципы системного подхода.
Системная семейная терапия рассматривает психологические трудности и психические проявления индивида как симптомы проблемных семейных связей и семейной истории, а не только как индивидуальные нарушения или внутриличностные конфликты. Системный подход - это не техника, а другой, отличный от индивидуальной терапии способ видения и решения проблем. Объектом терапевтической и консультативной помощи (работы специалиста) в данном подходе выступает вся система (семья или организация) целиком. Такой расширенный системный взгляд на проблему дает дополнительные возможности для анализа механизмов ее возникновения и для разрешения сложных ситуаций. В этой связи одной из концептуальных задач нашего образовательного курса является формирование профессионального системного мировоззрения у специалистов, работающих с семьями.
Что же такое система?
Система – совокупность элементов, связанных между собой таким образом, что качества, свойства взаимосвязей играют не меньшую (а иногда и большую) роль, чем качества, свойства самих элементов.
Один из основоположников общей теории систем Л. фон Берталанфи считал, что понятие системы имеет общий характер, непосредственно вытекая из так называемого “организмического взгляда на мир”. Для этого взгляда характерны два положения:
а) целое больше, чем сумма его частей.
б) все части и процессы целостного организма влияют друг на друга и друг друга обусловливают.
Системный подход первоначально сформировался в недрах биологии, поэтому так повелось, что свои метафоры и аналогии он черпает из этой сферы (жизненный цикл, гомеостаз, развитие). Описывая системы, говорят о подсистемах как о частях системы, имеющих собственную целостность, свои отдельные функции и внутреннюю структуру.
в) система состоит из меньших подсистем (в семье, например, - супружеская пара) и сама является частью большей системы (например, семья является участницей гаражного кооператива).
Системы живут и развиваются в соответствии с двумя основными законами. Закон гомеостаза гласит, что система в целом должна остаться без перемен, и, как может показаться на первый взгляд, противоречащий ему закон развития утверждает, что система должна пройти свой жизненный цикл, состоящий из определенных стадий развития. И на этом пути нельзя перепрыгнуть через ступеньки или же застрять на одной из них, не рискуя разрушить всю систему.
г) системы подчиняются в своем развитии Законам гомеостаза и развития, а также проходят свой жизненный цикл.
Системы находятся под влиянием извне и получают извне обратную связь. Если система под влиянием извне изменяется, то это позитивная обратная связь. Если влияние извне не меняет систему, то это негативная обратная связь. Любой системе нужна позитивная обратная связь, чтобы меняться, и негативная – для стабильного состояния.
д) Получение извне обратной связи различного характера способствует повторению цикла «стабильность – развитие» и обеспечивает смену этапов жизненного цикла системы. Т.е. обратные связи в системе носят циклический, а не линейный характер.
О свойствах системы судят, исходя из того, как устроены границы между подсистемами и границы между системой и окружающей ее внешней средой. Очень многое зависит от того, проницаемы ли эти границы, упругие они и гибкие или твердые и хрупкие. Рассматривая формы взаимодействия частей системы между собой, стараются не упустить из виду иерархический характер связи между подсистемами, заметить, как типы иерархии влияют на функционирование всей системы, ощутить, почувствовать склонность подсистем вступать в коалиции, которые могут укреплять систему, но могут и препятствовать ее развитию.
е) системы описываются с помощью структурных параметров (границы, иерархия, коалиции, роли).
Кроме названных, перечислим еще крайне важные условия существования системы и, следовательно, предмет исследования и заботы терапевта (консультанта):
ж) баланс между «давать» и «брать» между участниками системы,
з) необходимость уважения всех позиций в системе и права на принадлежность к ней (системе),
и) преимущество пришедших в систему раньше перед вошедшими в нее позднее.
2. Подготовка «универсальных» специалистов-практиков
Мы исходим из того, что специалист - практик должен быть готов ко встрече с любой семьей на консультативном приеме, т.е. являться своего рода «универсалом». В нашем понимании «универсальный» специалист способен решать как профилактические задачи, так и задачи вывода семьи из тяжелой кризисной ситуации, и должен владеть широким арсеналом подходов, методов и техник для индивидуального подбора алгоритма помощи каждой семье. Исходя из этого, в образовательной программе интегрируется то полезное и ценное, что создано для работы с семьями в различных психотерапевтических школах. В процессе обучения слушатели курса знакомятся с передовыми технологиями не только системного подхода, но и других направлений психотерапии.
Говоря о законах развития систем, мы можем рассматривать самые разнообразные системы, такие как семья, учебный коллектив, профессиональные сообщества, организации, политические партии.
Каждый человек, сам будучи целостным организмом, является системой, но, кроме того, входя как органичная часть в состав других систем, превышающих отдельного человека по размерам или по сложности внутреннего устройства, он оказывается в них подсистемой.
Наиболее важные из них – в хронологическом порядке, т.е. в том порядке, в котором человек попадает в эти системы в процессе своего естественного роста – семья и общество. А в обществе – те его подсистемы, в которых люди проводят значительную часть времени – производственные коллективы и организации. Поэтому в нашем Институте представлены как индивидуальное, семейное и групповое консультирование (терапия), так и консультирование организаций.
3. Формирование профессионального сообщества
Нам представляется важным формирование профессионального сообщества специалистов, работающих с семьями, но имеющих различное базовое образование (медицинское, психологическое, педагогическое или иное), сообщество специалистов, говорящих на одном профессиональном языке, умеющих договариваться и совместно решать задачи, поставленные семьями. Мы приветствуем в образовательных группах смешанный профессиональный состав и учитываем в программе особенности работы с различными типами семей, в том числе с соматической и психической патологией. Кроме того, опыт работы в малых (интервизорских) группах способствует интеграции различных взглядов, мнений и стилей, расширению профессионального кругозора и формированию атмосферы конструктивного сотрудничества в сообществе семейных консультантов и терапевтов.
Нам нравиться организовывать и самим принимать участие в наших конференциях, школах и «интенсивах». Мы умеем помогать друг другу работать с пациентами (клиентами), вместе «делать науку» и творить «капустники».
В нашем Институте принято с уважением и вниманием относиться к другим направлениям психотерапии (консультирования) и обогащать профессиональный опыт наших сотрудников и студентов, принимая у себя в гостях на семинарах и тренингах ведущих специалистов других направлений.
Как нам кажется, к обоюдному удовольствию, гостями нашего Института были, есть и (надеемся) будут А.Я. Варга, А.Черников, Г.Будинайте, Л. Кроль, Г. Платонов, Е. Лопухина, Е. Михайлова, О. Немиринский, Н. Кедрова и другие известные российские специалисты в области психотерапии и организационного консультирования.
4. Развитие в регионах
Образовательные программы Института, как по системной семейной терапии, так и по системно-структурным расстановкам, востребованы во многих регионах России и стран СНГ.
Мы благодарны нашим региональным партнерам за возможность работать на их площадках, получать новый опыт и профессионально расти вместе с нашими участниками образовательных программ. Мы заинтересованы дать импульс к развитию системного подхода и семейной терапии в регионах, а затем стремимся предоставить максимум самостоятельности на местах и, поддерживая наших коллег семинарами повышения квалификации, делимся новыми зарубежными и собственными наработками.
5. Практическая психологическая помощь
Потенциально нашими клиентами может оказаться практически любой человек, любая семья или любая организация, так как на пути у всех могут встречаться и встречаются трудности (под которыми мы также понимаем душевное и телесное неблагополучие), при решении которых необходима профессиональная психологическая помощь.
Специфика системного подхода в том, что фокус внимания психотерапевта является не только пациент – «носитель» симптома, но и вся семья. Однако системный подход не означает, что на приеме (во время консультации) всегда присутствуют все члены системы. Мы приветствуем участие всех членов системы (например, семьи) на первой встрече, что повышает надежность диагностики существующих проблем и способствует включению ресурсов всех членов системы в предстоящие изменения. В дальнейшем принимают участие в консультировании те (или тот), кому необходимо, исходя из задач текущего этапа терапии (консультирования).
При индивидуальном консультировании взрослых, специалист, работающий в системном подходе, использует приемы индивидуальной работы и инструментарий системного подхода, а также имеет уже описанные выше преимущества. Во-первых, это - возможности более широкой диагностики (т.е. видение ситуации «в объеме») и, во-вторых, - умение включать в терапию при необходимости (обострение симптоматики у клиента, ощущение «тупика» или потеря «нейтральности» у специалиста) реальных членов семьи.
При консультировании (терапии) детей, мы исходим из того, что психологию ребенка невозможно оценить вне контекста семьи, как и невозможно без участия семьи оказывать комплексную лечебную и профилактическую помощь детям с широким кругом проблем или расстройств.
1. Широкий круг расстройств у детей и подростков может быть напрямую связан с проблемами в структуре семейных взаимоотношений. Конфликт в семье при этом будет отражаться в детской проблематике. Такие дети, после прохождения курса медикаментозного лечения в больнице и выписанные в удовлетворительном состоянии, через короткий промежуток времени вновь попадают к психиатрам с имеющимися ранее проблемами. Это связано с возвращением в неблагоприятную семейную ситуацию, где проблемы ребенка закрепляются семьей. Таким образом, симптоматика ребенка поддерживается и усиливается в результате семейной дисфункции.
2. Болезнь ребенка (или любое проблемное поведение, такое как академическая неуспеваемость, бродяжничество или непослушание) всегда влияет на семейные отношения, приводя к вторичным изменениям семейной структуры, что, в свою очередь, может поддерживать и закреплять симптоматику ребенка. Уже одно то, что у ребенка возникли проблемы, которые заставили обратиться родителей к специалистам, дестабилизируют семью. После того, как попытки решить проблемы внутри семьи терпят крах, члены семьи испытывают чувство вины, утрачивают уверенность в себе, оказываются дезориентированными. Если на этом этапе семья получит адекватную психологическую помощь, возможно, проблематика ребенка не будет прогрессировать и он останется социально адаптированным.
3. Включение родителей в помощь своему ребенку способствует не только формированию ответственного родительства, но и реально играет огромную роль в процессе дальнейшей реабилитации ребенка.
4. Семейная терапия позволяет работать с той средой, в которой живет проблемный ребенок, позволяет использовать ресурсы и возможности преодоления болезненных состояний не только одного больного ребенка, а всей семьи. От семьи, особенно от родителей можно получить наилучшую и наиболее важную для ребенка помощь. Поэтому семейный терапевт предлагает поддержку не только детям, но и их родителям.
Целью терапии (консультирования) является поиск необходимых и возможных изменений в структуре системы или во взаимодействии между ее членами, а также создание условий для формирования функциональной организации системы, которая обеспечит рост потенциальных возможностей каждого человека или структурной единицы, входящей в нее.
6. Метод и инструментарий
Системный подход является на сегодняшний день одним из наиболее перспективных и экономически целесообразных направлений психотерапии. Это связано с широкими показаниями к назначению этого метода и отсутствием противопоказаний, с быстротой наступления терапевтического эффекта (этот подход относят к краткосрочным формам психотерапии) и стойкостью результата.
Системное профессиональное мировоззрение означает, что в любой работе: при индивидуальном, семейном и групповом консультировании или консультировании организаций, наши специалисты рассматривают личность клиента и его окружение, взаимодействие составляющих частей системы, в которой происходит это взаимодействие.
Однако такое видение не исключает, наряду с системными техниками, использование приемов, традиционно относимых к другим направлениям психотерапии. В качестве иллюстрации отметим сочетание двух классических базовых техник из системного и гештальт-подходов: «циркулярного интервью» в понимании немецкой школы и «пустого стула». Специалисты нашего Института, работающие в системном подходе, применяют техники психодрамы, гештальт-терапии, телесноориентированной терапии, трансактного анализа, эриксоновского гипноза, когнитивной терапии. Мы считаем, что использование этих техник в системном видении дает качественно новые результаты и возможности.
7. Форма и содержание
Среди организационных аспектов работы необходимо отметить отлаженное взаимодействие между всеми звеньями оказания помощи семье. Работа с семьей начинается беседой с диспетчером, затем следует дифференцированный подбор консультанта для семьи. На первом консультативном приеме специалист совместно с семьей, исходя из проблематики и поставленных задач, выбирает (если это, конечно, необходимо) формат дальнейшей работы: семейная психотерапия (пролонгированное консультирование) или другие формы психологической коррекции и сопровождения (например, групповая терапия для отдельных членов семьи или выездные «интенсивы»). Благодаря обсуждению с коллегами всех консультативных случаев, владению информацией о параллельно идущих программах и знанием показаний к той или иной форме работы, специалист может подобрать наиболее короткий и эффективный способ помощи каждой семье.
Мы помогаем клиентам взглянуть на мир своей семьи (организации) глазами других членов системы или со стороны, из нейтральной позиции. И, благодаря этому, клиент получает возможность оценить свой прошлый опыт, сравнить различные варианты развития, выбрать оптимальный путь для решения задач, стоящих перед системой на данном этапе ее функционирования, и опереться на ресурсы, существующие в системе, для достижения желаемых изменений и результата.
Как это происходит?
а) Мы задаем вопросы.
Про цели и задачи, прошлое и будущее, характер и скорость предполагаемых изменений.
б) Мы наблюдаем за способами взаимодействия между членами системы.
При работе мы обращаем внимание на взаимодействие внутри подсистем и между подсистемами рассматриваемой системы. В семье это - родительская, супружеская, детская подсистемы. В организации подсистемы определяются структурой организации (филиалы, отделы, сектора).
в) Мы моделируем новые способы поведения.
Специалисты работают над созданием эффективной обратной связи между элементами системы. Это означает, что в фокусе нашего внимания находятся коммуникации между членами рассматриваемой системы.
г) Мы помогаем восстановить правильные иерархию и порядок в системе.
В семье это – преимущество родителей перед детьми и старших детей перед младшими. В организации - уважение к более опытным сотрудникам, сотрудникам с большим стажем работы и с большими заслугами перед фирмой.
д) Мы ценим каждого участника консультативного процесса.
Нам важен каждый член системы и потому, специалист, работающий в этом подходе, равно уважает права и заслуги всех членов системы. У нас на приеме обычно комфортно себя чувствуют мужчины и женщины, пожилые и дети.
е) Мы считаем, что семейная терапия - это, в значительной степени, работа про любовь и баланс, а консультирование организаций – про баланс и уважение.
8. Экология подхода
Для нас, системных терапевтов и консультантов, не удивительно, что участие в терапии (консультировании) одного представителя от системы влияет на остальных. Но в последнее время нас удивляет и беспокоит количество клиентов (пациентов), которые к нам обращаются за помощью по поводу разрушительных последствий участия в различных тренингах или группах на партнерские отношения и отношения в семье в целом.
Мы помним: «Не навреди».
9. Команда
Мы почтительно относимся к нашим учителям: Tobias von der Recke, dr. med.Victoria Cherni, Bert Hellinger, Margret Bardt, Marianne Franke-Griksch, professor Franz Ruppert, профессору Н.Д.Лакосиной, к.м.н. Б.Л. Шпрехеру, к.пс.н. А.Я. Варге.
Мы признательны администрации Детской психиатрической больницы № 6 г. Москвы и лично главному врачу В.Ю.Кожевниковой за возможность вести лечебно-консультативную, образовательную и научную деятельность на этой клинической базе.
Мы с благодарностью вспоминаем первых сотрудников Института Л.Чакаберия, О.Дианову, А.Зенгера и А.Волощук, с которыми были совместно выработаны многие идеи образовательной программы и подготовлены методические материалы.
У нас принято заботиться о гостях Института, будь то наши клиенты (пациенты), студенты или приглашенные немецкие или отечественные преподаватели.
У нас принято повышать свою профессиональную квалификацию и делиться друг с другом новыми знаниями.
У нас принято помогать друг другу.
Нам нравится вместе работать.
Нам нравится, что наши дети дружат.