Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
Контакты
Карта сайта
Оплата
 
Институт    Клиентам    Специалистам и абитуриентам     Студентам ИИСТ    Библиотека    Календарь    Ссылки      
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Дипломные работы

Эссе

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для печати
  ИИСТ / Библиотека / Популярные статьи / Егоров И.В. - ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА: ПОЛОВАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА

Егоров И.В. - ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА: ПОЛОВАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА



Общие данные. Мужчины и женщины отличаются друг от друга множеством признаков, среди которых особенности характера, карьерные притязания, жизненные установки. Но, конечно, начинается этот список с анатомических и физиологических различий в организмах представителей разных полов. Эти различия принято делить на две группы.

Первичные половые признаки – это органы, имеющие непосредственное отношение к образованию половых клеток (гамет), оплодотворению и развитию плода. Так у мужчин имеются яички, предстательная железа, половой член,  а у женщин – яичники, матка, влагалище и так далее. То есть, эти органы не просто непохожи у разнополых людей, но имеют совершенно разные строение и функции. В отличие от них, вторичные половые признаки совпадают у тех и у других, но выражены в разной степени. Например, молочные железы, хорошо сформированные у женщин, есть и у мужчин, но у них не развиты. И таких вторичных признаков немало (см. таблицу).

 

Признак

Мужчины

Женщины

 

Оволосение

 

 

 

 

Скелет и мускулатура

 

 

 

 

Подкожная клетчатка

 

 

Голосовой аппарат

 

 

Молочные железы

 

Борода, усы, округлое оволосение лобка, относительно густое оволосение рук и ног; волосы могут быть на груди, животе, на спине (мужской тип)

 

Плечи и грудная клетка шире, таз уже, конечности длиннее, костно-мышечная масса больше

 

 

Больше развита на животе (средний тип)

 

Голосовые связки толще (голос более низкий), заостренный кадык

 

Не развиты, практически рудиментарны

 

Умеренное оволосение рук и ног, треугольное оволосение лобка (женский тип)

 

 

Плечи и грудная клетка уже, таз шире, конечности короче, костно-мышечная масса меньше

 

 

Больше развита на бедрах, ягодицах (нижний тип)

 

Голосовые связки тоньше (голос более высокий), закругленный кадык

 

Хорошо развиты, осуществляют выработку молока в период кормления ребенка грудью

 

 

От чего зависит, ребенок какого пола появится на свет? За это отвечает одна из 23 пар хромосом, расположенных в ядрах всех наших клеток. Эта пара, впрочем, как и все остальные, возникает путем соединения генетического материала отца и матери. Женская половая гамета несет в себе только один тип половых хромосомX-хромосому, тогда как сперматозоид может принести либо X-хромосому, либо Y-хромосому. При слиянии этих клеток, таким образом, может образоваться XX-зигота, из которой разовьется женский эмбрион, или XY-зигота, дающая начало мужскому зародышу.

Мужская половая система. Различают внутренние и наружные половые органы. К наружным относится половой член (пенис), вдоль нижней поверхности которого внутри проходит мочеиспускательный канал, а вдоль верхней – два пещеристых тела, напоминающих в разрезе пористый шоколад. При половом возбуждении ячейки пещеристых тел наливаются кровью, делая половой член очень плотным. Такое состояние называется эрекцией.

Важнейшим внутренним половым органом мужчины является парное яичко (семенник). Округлое и несколько уплощенное с боков, оно имеет уникальную внутреннюю структуру, созданную причудливо уложенными извитыми трубочками. В них размножаются мужские гаметы сперматозоиды, состоящие из длинного тонкого жгутика и головки. По заднему краю семенника тянется червеобразный придаток яичка, в котором сперматозоиды насыщаются питательными веществами, ферментами и, самое главное, приобретают подвижность. У зародыша яички и их придатки закладываются в поясничной области, откуда с каждым месяцем опускаются все ниже и ниже по направлению к специальному кожному наружному мешочку – мошонке. Поддерживаемая в мошонке температура (35.0-35.5ºС) ниже той, которая имеется в брюшной полости (37.5-38.0ºС), и оптимальна для размножения и созревания сперматозоидов в яичках.

Из придатка яичка выходит длинный семявыносящий проток, который поднимается из мошонки и, делая изгиб у мочевого пузыря, впадает в мочеиспускательный канал. На этом же уровне канал окружен плотной похожей на каштан предстательной железой (простáтой), вырабатывающей во время семяизвержения вязкую прозрачную жидкость – наполнитель и активатор семенной жидкости (спермы). Другие железы – семенные пузырьки – образуют слизь, облегчающую скольжение члена во время полового акта.

В яичках в результате особой формы деления клеток – мейоза – образуются половые клетки (сперматозоиды) с вдвое уменьшенным, или гаплоидным, числом хромосом. Такие клетки готовы к оплодотворению, то есть встрече с такой же гаплоидной яйцеклеткой. При этом яички, с одной стороны, подчиняются гормонам гипофиза гонадотропинам, с другой стороны, сами вырабатывают гормоны, стимулирующие развитие мужских вторичных половых признаков.

Женская половая система. Также выделяют наружные и внутренние органы. Первые (половые губы, лобок) служат условной защитой у входа в половую щель. У ее верхнего конца расположен клитор – рудиментарный аналог пещеристых тел полового члена мужчины. Внутренние половые органы представлены двумя железами – левым и правым яичниками, маткой с маточными трубами и влагалищем.

Яичники, как и яички, являются железами смешанной секреции. С одной стороны, они образуют яйцеклетки – женские гаметы, которые выводятся наружу, с другой – гормоны, регулирующие различные процессы в организме женщины. Примерно за месяц происходит созревание яйцеклетки в фолликуле – крошечном пузырьке с жидкостью, в которой растворены питательные вещества. Яйцеклетка, несущая, подобно сперматозоидам, половинный набор хромосом, при этом растет и покрывается плотной оболочкой. В определенный момент происходит овуляция – переполненный фолликул лопается, и яйцеклетка «выпадает» из яичника, сразу захватываясь маточной трубой.

В этот период половая система женщины готова к оплодотворению и началу беременности: в плотном мышечном органе матке слизистая оболочка утолщается, в ней увеличивается количество кровеносных сосудов и питательных запасов. Если после полового контакта из влагалища в полость матки поступят сперматозоиды и один из них, достигнув в маточной трубе яйцеклетки, оплодотворит ее, то образовавшаяся зигота погрузится в слизистую оболочку матки, и начнется развитие зародыша.

Если же контакта половых клеток не произойдет, то неоплодотворенная яйцеклетка вместе элементами утолщенной слизистой оболочки и кровью отторгнется маткой. В эти несколько дней, названных менструацией, женщина испытывает недомогание, боль внизу живота, иногда головную боль, связанные с некоторыми гормональными колебаниями. А затем в яичнике вновь начинается созревание фолликула с половой клеткой, а в матке – подготовка к возможной беременности. Этот цикл в среднем длится 26-30 дней.

Половое созревание человека. У мужского эмбриона миниатюрные яички начинают синтезировать важнейший половой гормон тестостерон, который участвует в формировании мальчишеского тельца. После рождения тестостерон не очень активен, но в 10-12 лет под воздействием гормонов гипофиза активизируются функции яичек: в них начинают образовываться половые клетки и в немалых количествах мужские половые гормоны. Последние, в том числе и тестостерон, обеспечивают половое созревание мальчика, во время которого (в целом до 17 лет) в полной мере формируются вторичные половые признаки. Становится прочной скелетно-мышечная система, грубеет голос, пробиваются волосы на лице и на теле. У подростка ночью могут возникать поллюции – непроизвольное семяизвержение во сне, отражающее сексуальное становление организма. Наконец, под влиянием тестостерона у юноши возникает половое влечение, которое способно полноценно реализовываться до 60-65 лет.

У девочки развитие половых клеток начинается значительно раньше. В яичниках эмбриона будущие яйцеклетки проходят основные этапы размножения и в количестве 400-450 «замирают» в микроскопических фолликулах. Лишь в 8-10 лет первая из них начнет расти и дозревать. Ее выход из яичника приведет к появлению первой менструации. В это время женские половые гормоны эстрогены и прогестерон в сочетании с гормонами гипофиза начинают готовить организм девушки к предназначенной ей женской миссии. Формируются молочные железы, определенным образом развивается малый таз и так далее. Так же как у ребят, гормонами определяется чувство полового влечения. Циклическое созревание яйцеклеток прекращается в 45-50 лет, после чего сексуальное чувство может сохраняться, но беременности не наступает.

 

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА ДО И ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ

 

Оплодотворение. При половом акте сперма изливается глубоко во влагалище. Через несколько минут сперматозоиды оказываются далеко в маточных трубах благодаря собственной подвижности и специально направленным движениям матки и труб. Если это время соответствует моменту выхода яйцеклетки из фолликула яичника и захвату ее маточной трубой, то через несколько часов сперматозоиды готовы к атаке яйцеклетки, то есть к оплодотворению.

На головке сперматозоида находится акросома – пузырек с ферментами. В непосредственной близости от яйцеклетки сразу у множества спермиев лопаются акросомы, ферменты которых начинают разрушать оболочку яйцеклетки. В этом соревновании выигрывает лишь один сперматозоид, чья головка успевает первой проникнуть по коридорчику, пробитому акросомальными ферментами. Как только это происходит, яйцеклетка, с одной стороны, начинает активно затягивать сперматозоид внутрь до самого кончика жгутика, с другой стороны, от места внедрения сперматозоида по всей оболочке яйцеклетки волной начинает распространяться интересная реакция: мембрана клетки значительно уплотняется и  утолщается, создавая оболочку оплодотворения, предотвращающую проникновение в яйцеклетку других сперматозоидов.

Теперь в цитоплазме яйцеклетки находится ее собственное гаплоидное ядро и тельце гаплоидного сперматозоида. Вскоре его оболочки и жгутик рассасываются. Ядра обеих гамет – пронуклеусы – сближаются, их мембраны растворяются, выпуская по 23 хромосомы в свободное плавание по цитоплазме. Перед нами одноклеточный зародыш зигота. Пройдет всего несколько часов, и по 46-ть хроматид, растянутых нитями веретена, создадут два диплоидных ядра в завершении первого деления зиготы, первого митоза в жизни только что появившегося существа.

Дробление зародыша и имплантация. Деление зиготы, или дробление зародыша, начинается еще во время его продвижения по трубе к матке. Так как плотная оболочка оплодотворения до сих пор существует, зародыш практически не увеличивается в размерах, хотя теперь, будучи многоклеточным, он больше напоминает малиновую ягоду и называется морулой. Всего через 4-5 дней после овуляции клетки морулы (бластомеры) расходятся на периферию, образуя внутри однослойного зародышабластулы – небольшую заполненную жидкостью полость. Уже на этом этапе начинается дифференцировка клеток: наружные бластомеры, создающие обсуждаемый нами «шарик», призваны укрепить зародыш в матке, а другая группа бластомеров, образующих аккуратное скопление внутренней клеточной массы, даст начало эмбриону.

Бластула после растворения оболочки оплодотворения начинает контактировать со слизистой оболочкой матки, а на 6-9 день после овуляции погружается в него. Это называется имплантацией. От наружного слоя бластулы в стенку матки начинают прорастать своеобразные щупальца-ворсинки, которые между собой образуют петлистые сообщающиеся полости, напоминающие губку и наполненные кровью. То есть бластуле на этом этапе даже не нужны капилляры, потому что она непосредственно со всех сторон омывается кровью.

Наружный слой бластулы участвует в создании зародышевых оболочек, обеспечивающих жизнь эмбриона. Так, одна и них (хорион) выполняет в основном функции защиты и взаимодействует с плацентой и стенками матки. Другая тонкая оболочка (амнион) окружает зародыш и создает особую жидкость, в которой обитает и формируется малыш. Третья – аллантоис – представляет собой мешок, связанный с кишкой зародыша и собирающий отходы его жизнедеятельности.

Из внутренней клеточной массы в результате перемещения клеточных групп друг относительно друга создается маленький похожий на червячка трехслойный зародыш гаструла. Из трех его листков образуются все ткани и органы человека. Наружный листок эктодерма: дает начало всем производным кожи, практически всей нервной системе, ряду эндокринных желез и так далее. Из внутреннего листка энтодермы создается большая часть пищеварительного тракта, большинство слизистых оболочек, печень, поджелудочная, щитовидная и паращитовидные железы и многое другое. Наконец, из среднего листка мезодермы возникают кости и мышцы скелета, мочевая и половая системы, легкие, сердечно-сосудистая и лимфатическая системы и прочее.

Беременность и роды. За время развития плода в организме матери совершается ряд важнейших преобразований. Под действием гормонов (прежде всего эстрогенов и прогестерона) развивается железистая ткань молочных желез, за счет утолщения мышечного слоя растет матка. Сердце приспосабливается к повышению нагрузки на систему кровообращения. Обмен веществ женщины адаптируется к обеспечению энергией еще одного существа. На 12-ой неделе формируется плацента – уникальный орган питания плода. Его необычность заключается в том, что он состоит из тесно переплетенных сосудов двух индивидуумов – матери и плода, кровь которых при этом не смешивается. От плаценты к зародышу по пупочному канатику (пуповине) идет артериальная кровь, а в обратном направлении венозная, требующая очистки. Плацента создает барьер для проникновения в организм плода некоторых вредных соединений из крови матери и оберегает его кровеносную систему от высокого давления в материнских сосудах.

По прошествии 9 месяцев ребенок физически готов к появлению на свет. Начинаются роды. Процесс скрупулезно контролируется всеми звеньями нервной системы. Сокращения матки накатывают волнами от верхних отделов матки книзу. Их подхлестывают не только гормоны и нервные импульсы, но и продвижение самого малыша, чаще его головки, в сторону «выхода». Через несколько часов на груди у своей мамы примостится новый Житель Земли. Вслед за ним рождается плацента, пуповину по прошествии положенного срока перевязывают и отсекают.

Развитие человека после рождения. В жизни ребенка выделяют несколько этапов. Первый продолжается до года и называется грудным возрастом. Новорожденный много спит. Важнейшим фактором нормального развития в это время является питание грудным молоком. Это не только обеспечивает оптимальное соотношение питательных веществ, но и оказывается главной формой взаимодействия малыша и его мамы, определяет чувство защищенности ребенка и его психо-эмоциональное развитие.

На протяжении 1-го года жизни в организме ребенка происходит много изменений в двигательной системе. Через месяц после рождения он только пытается распрямлять ножки. К концу 2-го месяца, лежа на животе, поднимает и удерживает головку, а в полгода обычно уже сидит. Но первый год жизни есть время и психического становления. Происходит знакомство малыша с людьми и предметами, множеством физических (тактильных, температурных, иногда болевых) ощущений. Он проходит путь от узнавания родителей и улыбки в ответ до понимания отдельных фраз и первых самостоятельных слов.

В этот же период закладываются основы здоровья. Поэтому так важно закаливать ребенка свежим воздухом, водными процедурами, правильным питанием, соблюдением режима сна и бодрствования.

В период раннего детства (1-3 года), кроме активного физического развития и появления множества двигательных навыков, становится все более выраженным характер растущего человека. Это получает развитие в дошкольном периоде (от 3 до 7 лет), важнейшим фактором в котором являются игры. В них начинают формироваться личностные черты ребенка. В играх задействованы интеллект, двигательный аппарат, эмоциональная сфера. Ребенок познает окружающий мир и, поскольку своих знаний еще недостаточно, задает множество вопросов. Получаемые ответы стимулируют фантазию и воображение, которые закладывают основу творчества.

В возрасте от 7 до 17 лет (школьный период) окончательно формируется опорно-двигательный аппарат. Именно в это время отмечается самое интенсивное развитие интеллекта, поскольку ребенку необходимо усваивать огромный поток информации учебного характера. Возникают трудовые навыки. Происходит социализация – познавание законов общественной жизни и самоутверждение себя в коллективе. После 9-11 лет начинается половое созревание детей, и их уже называют подростками. В подростковом возрасте заканчи­вается развитие речи, происходит становление характера, а также нравственное формирование личнос­ти. О физиологических процессах, происходящих с мальчиками и девочками в это время, мы говорили в прошлом параграфе.

Последующие этапы, включающие в себя юность, молодость и зрелость, связаны с профессиональным выбором, созданием семьи, карьерным ростом. Это период самой высокой активности и самореализации человека как личности и члена общества.

Наконец, пожилой возраст (60-75 лет) и старость (после 75 лет) характеризуются постепенным снижением жизненной активности, ухудшением функционирования внутренних систем, нередко отчетливым психическим утомлением. 


 
 
Телефон: +7 (495) 772-0021    Сайт: www.familyland.ru    Е-mail: