Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Популярные статьи / Бебчук М. А. - СДВГ

Бебчук М. А. - СДВГ


"Нить Ариадны" март 2010 г.


Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Бебчук М.А., к.м.н., врач-психиатр, психотерапевт.

Маленькими они кажутся забавными: проказники-непоседы с излюбленным словечком "нет". В младенчестве этим особенностям предшествовали плохой аппетит и сон, склонность к продолжительному плачу и чрезмерной подвижности. В возрасте от полутора до трех лет родители замечают избыток самостоятельности, импульсивность, непослушание, агрессивность и приступы гнева. С трех до шести лет «проказник» превращается в "трудного" или "проблемного" ребенка, и его выходки уже не вызывают улыбки. Непоседа получает звание "гиперактивный", и его поведение начинает угнетающе действовать на окружающих. Ребенок не реагирует на требования взрослых, страдает от неумения справиться с неудачами, от социальных трудностей, обманывает, портит имущество и иногда даже издевается над животными. Далее, в школьном возрасте, симптомы усиливаются, и к ним добавляется плохая успеваемость. В школе и дома его считают "плохим ребенком", и нередко он "содействует" своему негативному образу и ведет себя еще хуже. Отношения между такими детьми и их родителями с годами становятся натянутыми и враждебными. Воспитательница или учительница звонят через день, чтобы сообщить, что дальше так продолжаться не может. Родственники и друзья обвиняют родителей в плохом воспитании.

Что такое СДВГ?

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – самое распространенное психоневрологическое расстройство. СДВГ является наиболее частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими, и, в результате, - заниженной самооценки.

Синдром дефицита внимания был впервые описан в 1902 году, а первый отчёт о медикаментозной терапии психостимулирующими препаратами был опубликован в 1937 году. Поначалу, из-за ярко выраженных неврологических признаков нарушение получило название ММП – минимальные мозговые повреждения. Позднее, когда не было выявлено анатомических повреждений мозга, его переименовали в ММД – минимальные мозговые дисфункции. В 1980 году синдром получил в международной психиатрической классификации свое нынешнее название.

СДВГ – неправильное название. Слово "дефицит" означает, что детям чего-то не хватает. В действительности они супервнимательные. Иначе говоря, они обращают внимание на любой раздражитель, который возникает вокруг них, в т.ч. на запахи. Люди без СДВГ могут поднять порог раздражителей, с тем, чтобы игнорировать лишнее. Они многое слышат, видят или чувствуют, но их это не отвлекает. Они не следуют за каждым раздражителем, который может увести их в сторону от того, что им нужно сейчас. Это означает, что они могут сосредоточиться на том, что делают в данный момент.

Основные проявления СДВГ включают нарушения внимания (дефицит внимания), признаки импульсивности и гиперактивности. Если признаки гиперактивности обычно уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность могут оставаться у него на долгие годы, служа благоприятной почвой для неврозов, социальной     дезадаптации. 

Что такое дефицит внимания?

К нарушениям внимания у детей относятся проявления, описанные ниже:

1.Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращённую к нему речь.

2. Часто ребенок оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).

3.Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.

4.Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

5.Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).

6.Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

7.Легко отвлекается на посторонние стимулы.

8.Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Что такое гиперактивность?

1.Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.

2.Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

3.Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, в том числе, в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

4.Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

5.Часто суетится или находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».

6.Часто бывает болтливым.

Что такое импульсивность?

1.Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, на уроке выкрикивает ответ, не дослушав вопроса.

2.Часто мешает другим, перебивает взрослых, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

3.Обычно с трудом дожидается своей очереди в играх, во время занятий, в иных ситуациях.

4.Без специального умысла может совершать необдуманные поступки (например, ввязываться в драки, выбегать на проезжую часть дороги).

1000 «ПОЧЕМУ?» об СДВГ

1.Почему все подростки и взрослые люди с СДВГ тянут время? Они делают все в последнюю минуту или готовятся к экзамену только за два или три дня. Почему?

2.Люди с СДВГ склонны заниматься несколькими делами одновременно, но испытывают чрезвычайные трудности завершить любое из них. Почему?

3.Дети любят компьютеры, электронные игры,  мультфильмы. Этому они могут часами уделять внимание. Почему? Почему они не способны уделить такое же внимание чему-то другому, спрашивают родители. Как объяснить это очевидное противоречие?

4.Часто родители, учителя и другие люди думают, что если им что-то нравится, то они будут это делать, иначе они откажутся или не будут этого делать. Это верно, но почему так происходит?

5.Многие занимаются смелыми или опасными видами спорта, такими как автогонки, парашютный спорт, скалолазание. Почему?

Возбуждение и некоторые формы страха высвобождают адреналин. Все, что высвобождает адреналин, корректирует проблему!!!

Причины СДВГ

Являясь результатом совместного воздействия биологических и психосоциальных факторов, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей в последнее время приобретает широкие масштабы. Высокая распространенность этого нарушения (от 5–10% до 20–28% детской популяции) подтверждает актуальность его изучения.

Десятки исследований, проведенных в последние годы, уделяют большое внимание вопросам генетики и демонстрируют, что некоторые аспекты СДВГ наследуются. Исследование, опубликованное в декабре 2003 в журнале Американской академии детской и юношеской психиатрии, охватило детей от 3 до 7 лет и сравнило 98 детей с СДВГ со 116 детьми без СДВГ. Было обнаружено, что родители детей с СДВГ, особенно их матери, имели в 24 раза более высокую вероятность СДВГ по сравнению с родителями детей без СДВГ. Кроме того, родители детей с СДВГ, у которых проявлялись серьезные формы негативизма в отношениях с людьми, в 5 раз чаще имели проблемы поведения или настроения по сравнению с родителями детей без СДВГ.

По словам руководителя программы исследований СДВГ в Мэрилендском университете доктора Андреа Кронис: "Один из важнейших выводов этого исследования - то, что необходимо широко взглянуть на границы лечения детей. Лекарств недостаточно, если вокруг ребенка происходит что-то не то". Исследование показало, какреакция родителей может осложнить жизнь и лечение ребенка с СДВГ. "Мы должны всегда осознавать влияние родителей на лечение ребенка. Поэтому врачи не должны сосредоточиваться полностью на детях, а должны обращать внимание на то, как родители справляются с проблемами, которые могут затруднить лечение ребенка. Мы хотим создать окружение, в котором ребенок может достичь больших успехов".

Андреа Кронис утверждает, что медикаментозное лечение самих родителей помогает им в воспитании их детей. «Мы как раз закончили одно исследование, в котором матерей детей с СДВГ лечили от депрессии. Если это улучшит их настроение, то это положительно повлияет на них и как на родителей".

Особенности детско-родительских отношений в семьях детей с СДВГ

Влияние психосоциальных факторов и, в частности, семейного окружения и воспитания на развитие СДВГ исследовалось в парах «мать-ребенок» (возраст детей 5–10 лет) по методикам: АСВ, ИТО, PARI, «Рисунок семьи». В семьях детей с СДВГ у матерей в 42% случаев выявлена воспитательная неуверенность, недостаточность требований, запретов и санкций. В 58% случаев наблюдается проекция на ребенка собственных нежелательных качеств. В 36% пар «мать-сын» выявлено предпочтение матерью женских качеств у ребенка. Тест «Рисунок семьи» показал: дети в 83% случаев испытывают тревожность и конфликтность во взаимоотношениях с родителями; в 56% испытывают чувство неполноценности в семейной ситуации; в 72% случаев – враждебность. Таким образом, выявлено, что особенности семейного воспитания, индивидуально-типологические свойства матерей влияют на развитие СДВГ у детей, способствуя его усилению.

К факторам окружающей среды может быть отнесен родительский стиль, например, недостаток внимания и тепла со стороны родителей. Каждый родитель любит своего ребенка, но не каждый способен выразить свою любовь путем, подходящим именно этому ребенку. Такие вопросы, как стабильность, распорядок дня, обучение нормам поведения и границам, также имеют существенное значение в этой связи. Ребенок с нарушением поведения не способен усвоить нормы общественного поведения, иногда по той простой причине, что его не научили этому родители. Когда мы говорим о границах важно, чтобы они соблюдались с двух сторон.

Существуют семьи, где границы очень размыты: еда и сон в любое время и в любом месте; жестокость, которую никто не останавливает, или родители даже верят, что агрессивное поведение поможет ребенку устроиться в жизни. Чем труднее ребенку сдерживаться из-за внутренних причин, тем ему больше нужно окружение, т.е. родители, которые смогут обратить внимание на его возбуждение, усталость или голод, и заранее предотвратить взрыв. Родителям надо быть очень чувствительными, и здесь скрывается ловушка: родители, которые с трудом организовывают свой собственный распорядок дня, конечно же, вряд ли смогут сделать это для своих детей. Так возникает замкнутый круг.

Т.о., окружающая среда не является, естественно, единственной причиной поведенческих проблем, но она может усугубить положение.

СДВГ – это семейная проблема

Уход за ребенком с СДВГ может создать проблемы во взаимоотношениях между домочадцами. Многие родители детей с СДВГ чувствуют вину, тревогу и усталость. Между супругами, воспитывающими ребенка с данным синдромом, легко возникают обвинения в адрес друг друга. Возможно, возникают разногласия по поводу диагноза ребенка, лечения или дисциплины. Найти решения нелегко, но необходимо пытаться ежедневно разговаривать. Кроме того, родители уделяют много времени и внимания проблемному ребенку с СДВГ. В итоге остальные дети могут почувствовать себя обделенными. Необходимо приложить все усилия, чтобы проводить время с другими детьми и помочь им построить отношения с ребенком с СДВГ.

 Помощь семье, воспитывающей ребенка с СДВГПомощь включает: формирующее воспитание, психологическую коррекцию и психотерапию, лекарственные средства и дополнительные вспомогательные методы, такие как трудотерапия и занятия с фълогопедом/дефектологом/нейропсихологом, а также методы по коррекции поведения и улучшению моторики (занятия спортом).

Коррекционно-психологическая работа с гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач:

1.Нормализовать обстановку в семье ребенка. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.

2.Приучить ребенка к послушанию, привить ему аккуратность и навыки самоорганизации, развить у него чувство ответственности за собственные поступки.

3.Научить ребенка уважать права окружающих людей, сформировать правильное речевое общение и контроль собственных эмоций (поступков).

4.Установить контакт со школьными педагогами, ознакомить их с информацией о сущности и основных проявлениях СДВГ, эффективных методах работы с гиперактивными учениками.

5.Повысить самооценку ребенка, уверенность в собственных силах за счёт усвоения им новых навыков, достижения успехов в учёбе и повседневной жизни. Необходимо определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.

Рекомендации родителям

В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь "позитивной модели". Подчёркивайте его успехи и поощряйте его усилия, особенно во всех видах деятельности, требующих концентрации внимания, даже если результаты далеки от совершенства. Это укрепляет уверенность ребёнка в собственных силах и повышает его самооценку. Поощрение желательного поведения может быть не только словесным, но и материально ощутимым: можно поощрять ребёнка наклейками, вырезанными из бумаги звёздочками, нарисованными смеющимися мордочками и т.п., а при наборе определённого их количества – вознаграждать.

Старайтесь реже говорить "нет" и "нельзя" – лучше попробуйте переключить его внимание.

Создайте для ребенка дома аккуратное и спокойное рабочее место.

Разговаривайте с ребёнком всегда сдержанно, спокойно, мягко.

Давайте ребёнку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

Не давайте ребёнку длинных указаний и не читайте долгих нотаций – он вас просто не выслушает до конца. Научитесь давать ребенку короткие и четкие указания. Два или более элементов в указании могут привести их в растерянность, как например: "Пойди в папину комнату и принеси его туфли". Они идут в комнату и возвращаются с пустыми руками. Они услышали только первую часть. Какие-то другие окружающие раздражители увели их внимание от сказанного вами.

Они часто лучше справляются на индивидуальных занятиях. Важно сократить количество окружающих раздражителей, когда они выполняют домашнее задание и т.п.

Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в оживлённых местах оказывает на такого ребёнка чрезмерно возбуждающее воздействие.

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Готовьте вашего ребенка к любому изменению в этом порядке.

Во время игр ограничивайте ребёнка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.


 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: